Государственная экологическая экспертиза — это предварительная проверка специальной комиссией представленных материалов о предстоящей хозяйственной деятельности или механизмов на ее влияние в целях определения оценки их соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и действующего законодательства.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня выступают:
◦ Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области защиты окружающей среды.
Эта документация разрабатывается и утверждается на федеральном уровне, то есть Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами для оптимизации мер безопасности.
◦ Проекты целевых программ федерального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию таких хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать вредное
воздействие на окружающую природу.
◦ Проекты соглашений о разделе продукции. Данный вид соглашений заключает в себе все необходимые условия раздела произведённой продукции между сторонами,
а также порядок пользования недрами, порядок добычи и разработки полезных ископаемых.
◦ Материалы, которые предназначены для обоснования лицензий на осуществление тех видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
◦ Техническая документация на технику или оборудование, использование которых может повредить безопасности окружающей природы и среды.
◦ Исследование земельных участков, которые имеют статус особых охраняемых природных зон федерального значения.
◦ Все виды деятельности, проводимые на континентальном шельфе.
◦ Объекты недвижимости, строительство которых предполагается в национальных парках, заповедниках или природоохранных зонах.
◦ Проектная документация объектов, которые используются для размещения отходов различной степени опасности. В этот перечень входит документация на строительство объектов, которые занимаются обезвреживанием и размещением таких отходов, то есть обеспечивают безопасность для природы.
◦ Документация на искусственные земельные участки, которые будут размещены на государственных водных объектах.
Экспертизе в обязательном порядке подлежат все объекты, строительство и реализация которых может повлечь за собой последствия для безопасности природы.
Без положительного заключения государственной экспертизы объект недвижимости не будет реализован и профинансирован. Например, не будет возможности осуществить возведение многоквартирного дома.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня выступают:
◦ Проекты нормативных и технических, а также методических документов в области разработки мер безопасности для окружающей среды,
которые разрабатываются и утверждаются на региональном уровне, то есть властью субъектов федерации.
◦ Проекты целевых программ регионального уровня. Они предусматривают строительство и эксплуатацию хозяйствующих субъектов,
которые могут нарушить безопасность окружающей природы.
◦ Техническая документация на земельные участки, которые имеют статус региональных природоохранных территорий. Проводится проверка документации, которая обосновывает придание этим землям такого статуса.
◦ Проектная документация объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять на этих земельных участках.
Другие объекты строительства и хозяйственной деятельности, которые ранее уже получали положительное заключение, однако:
— Дорабатывались по перечню дополнений из заключения экологической экспертизы;
— Были реализованы с отступлениями от положений документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
— Срок действия положительного заключения истёк;
— Документация, имеющая положительное заключение, была изменена
◦ ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г. № 174-ФЗ;
◦ ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
◦ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г. № 1034-1 (ред. от 19.06.95 г. № 89-ФЗ);
◦ Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372)
◦ Земельный кодекс от 25.04.91 г. №1103-1 (ред. от 24.12.93 г. №2287)
◦ Водный кодекс от 16.11.95 г. № 167-ФЗ
◦ Лесной кодекс от 29.01.97 г. № 22-ФЗ
◦ ФЗ «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 (ред. от 03.03.95 г. № 27-ФЗ)
◦ ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ
◦ ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ
Перечень документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, определен в части 1 ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Да, подлежит (является объектом государственной экспертизы федерального уровня), на основании статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
Документация, обосновывающая создание новых мест захоронения усопших (кладбищ), а также реконструкция действующих мест захоронения усопших (кладбищ), в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы не является, соответственно, проведение ГЭЭ не требуется
Согласно позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации изложенной в письме от 23.08.2019 № 75/1-598-2019 положениями ст. 3 Закона закреплена обязательность
проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, действующее законодательство не исключает возможности проведения государственной экологической экспертизы на стадии реализации объекта. Соответственно, даже если объект находится в стадии реализации, проведение ГЭЭ необходимо
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» данная документация государственной экологической экпертизе федерального уровня не подлежит